Канистерапия, Любимова Т.Л.

18 ноября, 2018

Любимова Т. Л. {ВЫДЕРЖКИ}
1.2. О Центре канис-терапии «Солнечный Пёс».
В 2003 году создан коллектив «Солнечный Пёс»- группа энтузиастов с собаками, обученными по курсу «собака- терапевт» или «собака- помощник инвалида», которые в экспериментальном порядке, в сотрудничестве с врачами- неврологами, логопедами, дефектологами, родителями детей с нарушениями в развитии впервые в нашей стране разрабатывают комплексную долгосрочную программу канис-терапии. В настоящее время в Центре «Солнечный пёс» с детьми занимаются четыре волонтёра со своими собаками породы лабрадор и голден ретривер , а также социальный психолог и врач психоневролог. На занятия 1-2 раза в неделю приходит более 50 детей от полутора до двадцати лет с различными заболеваниями: ДЦП, Даун-синдром, РДА, олигофрения, задержки психического и речевого развития различного генеза, слабослышащие, слепые и слабовидящие, дети с различными соматическими заболеваниями. Занятия бесплатные, проводятся в помещении образовательного центра № 1492 и культурно- просветительского центра им. Иоанна Златоуста, в Детском Экологическом Центре «Наш Солнечный Мир», а также курсами- в социально- реабилитационном центре «Димас Дрим». Помимо постоянных занятий, Центром «Солнечный Пёс» проводятся выездные занятия в реабилитационных центрах, интернатах, лагерях для детей с особыми возможностями, показательные выступления на праздниках, «Уроки милосердия» в школах и детских садах для здоровых детей.С 2009 года проводятся семинары для специалистов и интересующихся канис- терапией. Следует особо подчеркнуть, что все допущенные до занятий с детьми собаки Центра «Солнечный Пёс» прошли отбор, специальное тестирование и обучение в Учебно- кинологическом центре «Собаки- помощники инвалидов».

Формы канис-терапии
В России только начинают разрабатываться методики канис- терапии. Это связано как с относительной новизной вопроса, так и с тем, что, в отличие от зарубежных коллег, российским канис- терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Кроме того, пока не существует единой концепции и стандарта подготовки собак для терапии, оценка подготовки которых часто субъективна и не соответствует требованиям, которые предъявляются к собакам при проведении занятий с особыми детьми.Однако, уже сейчас, исходя из накопленного опыта, можно описать общие формы, принципы построения и этапы занятий.

1.3. Терапия с собакой (собственно канис-терапия)
Занятия строятся с учётом принципа комплексного подхода и коррекции с помощью специально подобранных игр и упражнений с собаками и предполагают индивидуальный подход с учётом состояния ребёнка, его возраста, характерологических особенностей и специфических потребностей. Занятия проводятся индивидуально или в мини- группах ( 3-5 чел.) Ведётся документация, динамика развития ребёнка отслеживается специалистами ( лечащим врачом, реабилитологом, психологом, дефектологом), с этими же специалистами согласовывается структура занятий. Занятия канис- терапией предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт ребёнка с собакой на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускаются исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам.
1.4. Ездовая собака как адаптер для детей с девиантным поведением
Развивающаяся модель канис-терапии, в занятиях с детьми и подростками с девиантным поведением задействованы собаки ездовых пород (маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотская ездовая, метисы).Занятия могут быть как разовыми (посещение занимающимися ездовым спортом спортсменами колоний и тюрем для несовершеннолетних), так и постоянными (дети занимаются ездовым спортом). Есть интересный опыт содержания питомника ездовых собак при сиротских учреждениях ( например, в пос Коткишево недалеко от г. Нея Костромской обл), воспитанники которых не только занимаются ездовым спортом, но и ухаживают за собаками, тренируют их, выставляют на выставках и принимают участие в соревнованиях. Отмечено значительное снижение агрессии у детей, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и т.д.

Андрей В ( 6 лет,РДА) в начале занятий замечал только собак, с инструкторами и тьютором в контакт не вступал, команды собакам повторял автоматически ( эхолалия), но проявлял большой интерес к занятиям. К середине учебного года начал здороваться с собаками, читая их клички по биркам на ошейниках, к концу учебного года начал здороваться и прощаться не только с собаками, но и с сотрудниками, начал по собственной инициативе проявлять заботу о собаке ( «Олли спит, её надо укрыть!»). После того, как мама рассказала о том, что проявлявший до занятий канис- терапией эмоциональную холодность и безразличие к окружающим, Андрей в детском саду утешал плачущую девочку, подвёл к ней воспитателя и подарил ей цветы, чтобы утешить, Андрей был включен в состав смешанной группы. Через несколько занятий мальчик не только начал принимать опеку старших ребят, но и сам стал заботиться и помогать им.
Стёпа К ( 17 лет ДЦП, птоз) В группу Стёпу включили после пожелания логопеда- дефектолога проработать с мальчиком не дававшиеся ему пространственные понятия «по, перед, над, около, через» и т.д. Во время занятия Стёпа выполнял обычные для группы упражнения, во время которых находящийся рядом с ним тьютор сначала проговаривал сам, затем просил проговаривать Стёпу все изменения его положения:» мы идём РЯДОМ с Тайной, ЗА Светой, ПЕРЕД Аней, ПО дорожке и т.д. Всё заданное мальчик легко усвоил практически за два занятия. Для усиления эффекта на втором занятии Стёпе предлагалось ходить по разнофактурным дорожки, масажным коврикам. Во время групповых занятий также окончательно был устранён страх перед собаками: Стёпа ещё боялся собак, находящихся сзади, во время выполнения упражнений он сначала шёл в конце группы, но во время перестроений должен был оказываться то в начале, то в середине группы, но, поскольку его внимание фиксировалось на чётком выполнении сложных задач, он не замечал, что сзади него периодически оказывались собаки.

1.2. Канис-терапия в России В России ещё со времён ДОСААФ были популярны так называемые «агитбригады», коллективы наиболее активных посетителей дрессировочных площадок, которые, помимо обязательного курса ОКД на добровольных началах обучали своих собак необычным трюкам и посещали с выступлениями различные детские организации: пионерлагеря, библиотеки, иногда- школы и детские дома. По принципу агитбригад и сейчас строится деятельность многих самодеятельных организаций, которые посещают со своими собаками интернаты, организации для детей- инвалидов: «Ордынцы»и «Лохматый друг» в Москве, «Золотые улыбки Орла», «Путь домой» и санаторий «Дружных» в Петербурге и другие. Как правило, посещения эти носят бессистемный, разовый характер, хотя и приносят детям много радости. Однако, в связи с подобной практикой следует сразу сказать об опасности, которой подвергают детей люди, слабо представляющие себе особенности детей, с которыми им приходится сталкиваться, позволяющие себе приводить на подобные мероприятия собак, не прошедших должную подготовку и тестирование. Принцип «не навреди!» должен превалировать над импульсивным желанием сделать доброе дело. Оценка уровня подготовки собак должна быть объективной, помимо безукоризненного послушания собака должна быть инициативной, но спокойной, не пугливой, не агрессивной, не должна уклоняться даже при неприятных воздействиях человека. На данный момент некоторые организации используют принятые в Америке тесты для первоначальной оценки пригодности собак к канис- терапии со взрослыми людьми, находящимися в больницах (программа ААА), однако, для работы с детьми требования должны быть на порядок выше и жёстче.Остро стоит вопрос о сертификации животных и специалистов, занимающихся анималотерапией. Обычно скоропалительные инициативы неподготовленных людей с неподготовленными собаками, широко разрекламированные в интернете и СМИ, чаще всего кончаются или созданием очередного фонда-однодневки, или закономерным самороспуском организации. Однако, инициаторов в последнюю очередь волнует, что привыкшие к собакам дети в случае внезапного прекращения занятий получают новую психотравму, что сами инициаторы играли с детьми в жестокую игру «русская рулетка», надеясь на авось, подвергая детей опасности быть травмированными. Можно понять родителей детей- инвалидов, готовых на всё, лишь бы помочь своему ребёнку, слепо идущих на зазывные публикации в интернете. Как показывает практика, чем призрачнее соломинка, тем охотнее за неё цепляются родители с наиболее тяжёлыми детьми. Недопустимо, чтобы отчаянным положением таких семей пользовались случайные люди, преследующие свои, часто небескорыстные цели.И уж тем более недопустимы публикации, использующие как незнание термина, так и то, что механизмы воздействия мало изучены и их изучение пока находится на описательной стадии, представляющие канис- терапию чуть ли не панацеей, исцеляющей рак и другие тяжёлые недуги.
Говоря о небольшой пока истории канис- терапии в нашей стране, справедливым будет отдельно сказать об истинной бессеребреннице, настоящей подвижнице Наталье Фёдоровне Орбелиани, «Бабушке Наташе», как она себя называла, которая в девяностых годах работала со своими пуделям Арчи и Бэби в интернатах, на праздниках организаций детей-инвалидов детства, в Московском приемнике-распределителе несовершеннолетних ГУВД Москвы. Пожалуй, Наталья Фёдоровна была предтечей канис-терапии в нашей стране, она первая сделала попытку не только разработать методики подготовки собак, но и систематизировать и описать их, сформулировать требования к работающим с детьми собакам,. Сохранились и её рекомендации и сценарии проведения занятий- праздников, из которых начинающие канис- терапевты могут почерпнуть много полезного. Но и в её работе с детьми- инвалидами были существенные ошибки, например, она не видела разницы между детьми с девиантным поведением и детьми- инвалидами, поэтому полноправными зрителями и участниками её представлений- праздников для инвалидов становились в основном наиболее сохранные дети с ДЦП, аутисты же и дети с более тяжёлыми нарушениями, как правило, не выдерживали предлагаемого Натальей Фёдоровной высокого темпа и быстрой смены игр и уходили в негативную реакцию. Кроме того, эти занятия также носили бессистемный характер, основной задачей их было знакомство детей с собаками и формирование позитивного отношения к животным.